Состояние Владивостокской крепости после падения Порт-Артура по материалам Жандармского полицейского управления по Уссурийской железной дороге

В фонде 110 (Департамент полиции МВД), в описи 232 (Особый отдел, 1904 г.) хранится дело 2377 «Об ожидавшемся бунте и беспорядках флотских экипажей во Владивостоке». В этом деле содержатся две телеграммы — одна от начальника Владивостокского отделения Жандармского полицейского управления (ЖПУ) по Уссурийской железной дороге ротмистра Михайлова, вторая от начальника ЖПУ полковника Лосева.

На фото: Открытка. Владивосток. Здание железнодорожного вокзала, г. Владивосток. Начало ХХ века. 

Нажмите на изображение, чтобы увеличить его

В первой телеграмме от 27 декабря 1904 года ротмистр Михайлов пишет, что во Владивостоке ожидается бунт флотских экипажей и рабочих порта «по образцу Севастопольского» (имеется в виду восстание на броненосце «Потёмкин-Таврический» в апреле 1904 года). В качестве причин для восстания Михайлов указывал бытовые — недовольство пищей, стеснение свободы, вызванные военным временем и недовольство командиром Сибирского флотского экипажа полковником Подъяпольским (ГАРФ. Ф. 110. Оп. 232. Д. 2377. Л.Л. 1-1об).

На фото: Открытка. Владивосток. Полицейское управление. ТД «Кунст и Альберс», г. Владивосток. Начало ХХ века.

Нажмите на изображение, чтобы увеличить его

При этом Михайлов писал, что меры по предотвращению бунта им были приняты: «под предлогом периодического осмотра ружей, почти все разоружены, крикуны распределены среди преданных частей на фортах» (ГАРФ. Ф. 110. Оп. 232. Д. 2377. Л. 1об). Дальше, однако, сообщение о готовящемся бунте превращается в краткий отчёт о состоянии Владивостокской крепости.

На фото: Ноты. Композитор К.В. Фельдман. Опус 176. «Порт-Артур. Русский Военный Марш на Дальнем Востоке. Его Превосходительству  Генерал – Лейтенанту А.М. Стессель. Коменданту Порт-Артурской крепости».  Нотопечатня В. Гроссе. С надпечаткой на обложке: Музыкальные инструменты и ноты магазин П.В. Павлова. Бумага,  3 листа. Российская империя, Москва, 1904 г.

Нажмите на изображение, чтобы увеличить его

Анатолий Михайлович Стессель
Анатолий Михайлович Стессель
Начальник Квантунского укрепрайона, комендант крепости Порт-Артур

23 декабря 1904 года комендант Порт-Артура Стессель подписал капитуляцию о сдаче крепости, что стало причиной для заседания крепостного совета во Владивостоке. После сдачи Порт-Артура именно Владивосток становился главным городом-крепостью России на Тихоокеанском театре военных действий.

Фотография. Порт-Артур. Панорама. Китай, г. Порт-Артур (Люйшунь). Автор: Пудовкин Ю.А. 1955 г

Открытка. Панорама Порт-Артурского рейда. Город Дальний, Инженерная улица. Китай. 1904 г.

Заседания этого крепостного совета нашли своё отражение в телеграмме жандармского ротмистра Михайлова, которая приведена ниже. Эти документы говорят о том, что после падения Порт-Артура руководство Владивостокской крепости принялось готовиться к неминуемой, как казалось, осаде города. Наиболее вероятным сценарием развития событий считалась высадка японцев в незащищённой бухте Посьет, их форсированный пехотный марш до полуострова Песчаного и пересечение Амурского залива по льду с целью штурма Владивостока с запада1. Здесь крепостную оборону предполагалось усилить оставшимся крейсером «Россия» с целью обстрела японских войск.

29 декабря 1904 года своё видение ситуации представил начальник ЖПУ по Уссурийской железной дороге полковник Лосев. Он писал, что комендант Владивостока и «другие военные авторитеты» (видимо, члены крепостного совета) считают наиболее опасным и вероятным сценарием развития событий следующий: высадка японских войск в открытой глубоководной бухте Америка (современный залив Находка), последующий их марш к основанию полуострова Муравьёва-Амурского с целью блокирования Владивостока и последующего выдвижения и развёртывания войск к Никольск-Уссурийскому, занятие которого позволило бы японским войскам перерубить единственный железнодорожный узел, соединяющий Владивосток с Россией.

Если Михайлов в качестве мер предосторожности называл развёртывание караульных групп в полках, обустройство полевых укреплений на подходе к фортам и минирование укреплений (вероятно, с целью их подрыва для предотвращения сдачи), то Лосев делал упор на иное. В первую очередь он обозначил, что только-только началось строительство передовых укреплений протяжением 12 вёрст (имеются в виду полевые укрепления). Также он отмечал, что форты Крепости командуют на возвышенностях, вероятно, считая, что этого будет достаточно для обороны. Помимо прочего, вне Крепости были расположены три полка 2-й Сибирской Стрелковой дивизии (штаб — с. Раздольное), которые занимали наиболее десантноопасные пункты далеко от Владивостока. При этом Лосев отмечал, что войсковая охрана Уссурийской железной дороги «ничтожна», а снабжение гарнизона оставляет желать много лучшего.

Если опираться на телеграммы сотрудников Жандармского полицейского управления Уссурийской железной дороги, которое было главным и ведущим жандармским органом Российской Империи на Дальнем Востоке с момента своего создания в 1892 до 1917 года, то можно прийти к выводу, что жандармские офицеры оценивали перспективы Владивостока весьма сдержанно. При этом их анализ ситуации достаточно объективен и профессионален по двум причинам. Во-первых, описывая состояние и перспективы Крепости и Лосев, и Михайлов опираются на мнения, высказанные членами военного совета. Во-вторых, нельзя забывать о том, какие требования в царские годы выдвигались к жандармским офицерам: обязательная учёба в военном училище по первому разряду и не менее пяти лет строевой службы в армии. Всё это позволяло Лосеву и Михайлову весьма точно запоминать мнения членов военного совета и объективно понимать их и оценивать.


1 Подобный манёвр в начале марта 1809 году осуществил Барклай-де-Толли, когда корпус под его командованием пересёк Ботнический залив по льду и вторгся на территорию Швеции.

Фотография. Панорама Владивостока с видом на железную дорогу, г. Владивосток. 1911-1913 гг.

Открытка. Панорама Владивостока с видом на сопку Орлиную и центр города, г. Владивосток. 1881 г.

Открытка. Панорама Владивостока с видом на бухту Золотой Рог. Издание Торгового Дома "Кунст и Альберс" во Владивостоке, г. Владивосток. 1907 г.

Так как жандармы не несли ответственности за боевое состояние войск и военную их службу, то могли позволить себе достаточно резкие эпитеты, вроде описания охраны Уссурийской железной дороги как ничтожной или даже прямо поставить вопрос об эвакуации, который был удовлетворён. В январе 1905 года ЖПУ Уссурийской железной дороги было эвакуировано из Владивостока в Хабаровск, что позже привело к усилению Владивостокской жандармской команды, в том числе и за счёт оставшихся во Владивостоке сотрудников Владивостокского отделения ЖПУ,

После падения Порт-Артура в декабре 1904 года командование Владивостокской крепости стало готовиться к повторению подобных событий во Владивостоке, отдавая себе отчёт в том, что в случае высадки японцев в Приморье командование русскими войсками на Дальнем Востоке не успеет оперативно освободить и перебросить из Маньчжурии войска, необходимые для деблокады города. Также у командования Крепости не было особого расчёта на возможные подкрепления из тыла, что проявилось в том, что в обеих жандармских телеграммах нет ни слова об ожидании или запросе подкреплений. Командование Владивостокской крепости готовилось встретить японский десант и бороться с ним сугубо своими силами.

ГАРФ. Ф. 110. Оп. 232 (Особый отдел. 1904 г.). Д. 2377.

Об ожидавшемся бунте и беспорядках флотских экипажей во Владивостоке

Л. 1.

Подана 27 декабря 1904 года от Ротмистра Михайлова в штаб ОКЖ

Ожидается бунт флотских экипажей, рабочих порта по образцу Севастопольского. Матросов около 6000, рабочих около тысячи. Причины местные: недовольны стеснением свободы, пищей, командиром экипа-

Л. 1об.

жа Полковником Подъяпольским. Меры приняты: под предлогом периодического осмотра ружей, почти все разоружены, крикуны распределены среди преданных частей на фортах. Главнокомандующий запросил генерала Воронца телеграммой, каковы приняты меры предосторожности, опасаются десанта японцев по льду. В Крепостном совете решено: единственный новый крейсер “Россия” выслать Амурский залив за Русский остров для воспрепятствования

Л. 2.

десанту неприятеля; на Уссурийском заливе поставить отапливаемые шхуны; держать передовой караул по батальону в полку в боевой готовности. Спешно усиливаются искусственные препятствия. Решено минировать форты. Динамиту недостаточно. Опасна и внезапная высадка японцев в Посьете. Владивосток только усилили; решена ли полная эвакуация. Объявлена два раза. Сучанскую ветвь, хорошо ознакомились, предприятие на волоске: к августу не окончить, рабочих рук недостаточно. Уголь для

Л. 2об.

флота не годится, короткопламен, нужно поднять топки. Рельс нет. Машины и подъёмники, выписанные Артур Коппель – за границей. Строитель Пушечников 2 [нрзб], где-то в Петербурге за инструкциями. Испрашиваю указания телеграфировать ли [нрзб]. 254.

Подписал: Ротмистр Михайлов.

Верно: Секретарь Штаба


2 Александр Николаевич Пушечников (1850-1916). Инженер-железнодорожник, руководил строительством ряда железных дорог и инфраструктурных к ним сооружений в Российской империи. В годы Русско-японской войны возглавлял строительство жд-ветки, ведущей к Сучану (современный Партизанск).

Л. 3.

Разбор шифрованной телеграммы из Владивостока от Жандармского Полковника Лосева на имя Шефа Жандармов

Подана 29 декабря 1904, принята 30 декабря 1904

Владивостокский Комендант и другие военные авторитеты находят опасным постройку Сучанской ветки, как разработку удобного пути для движения японского десанта из залива «Америка» через бухту «Находка», что облегчит блокаду крепости с севера и занятие Никольска. Передовые укрепления сухопутной обороны протяжением двенадцать вёрст только начались сооружением; на возвышенности командуют большинство фортов крепости. Вне крепости имеются

Л. 3об.

три полка второй дивизии, расположенные в разных пунктах возможного десанта на десятки верст от Владивостока. Требования Коменданта снабжение необходимым для обороны до сих пор не удовлетворено. Войсковая охрана Уссурийской дороги ничтожна. Интендантские запасы, по расчёту двадцати тысяч гарнизона: муки и крупы восемнадцати месяцев, соли — восемь, мясных консервов – три,  сушёных овощей — шесть, чаю — двадцать, сахару — шестнадцать, фуража — шесть дней, мяса свежего — пятнадцать. С прекращением подвоза морем край ничего больше дать не может. Город живёт при условии открытия всех низших, средних и одного высшего учебного заведений. Запасов мало, цены все непомерныя; суда с заказом английского угля на десятки миллионов рублей, который обойдётся сто рублей тонна, вероятно сюда не

Л. 4.

дойдут. Сучанский уголь для потребностей флота не пригоден. № 314.