История крепости

Владивостокская крепость — это уникальный комплексный памятник истории русской военно-инженерной мысли конца XIX — начала XX века, аналогов которому нет на территории современной Российской Федерации. Судьба крепости отразила всю историю российского Дальнего Востока: от военной и внешнеполитической, до культурной и социально-экономической.

В истории крепости можно выделить 6 этапов:

I. 1860–1899 годы

Основание поста Владивосток и создание Владивостокской крепости.

II. 1899–1905 годы

Строительство второй главной линии обороны крепости, Владивосток во время Русско-японской войны 1904–1905 годов.

III. 1905–1909 годы

Владивостокская крепость в период Первой русской революции 1905–1907 годов и дискуссии о целесообразности дальнейшего укрепления Владивостока.

IV. 1910–1914 годы

Владивостокская крепость накануне Первой мировой войны. Проектирование и строительство новой главной линии сухопутной обороны крепости и её берегового фронта.

V. 1914–1917 годы

Владивостокская крепость в период Первой мировой войны. Работа «на передовой линии тыла».

VI. 1917–1923 годы

Владивосток и его оборонительные сооружения во время революций 1917 года, Гражданской войны и иностранной интервенции на российском Дальнем Востоке.

Хронология Владивостокской крепости

1860
1877–1878
1879–1881
1885
1889
30 августа
1891
1895
1897
1899
1900–1904
1903
1904
22 февраля
1904–1905
1908
1909
1910
1911
1914
1914–1916
1916
1918–1922
1922–1923
Владивостокская крепость в 1860
1860

Основан пост Владивосток и построена первая береговая батарея на берегу бухты Золотой Рог (на фото: Н.Н. Муравьёв-Амурский)

Владивостокская крепость в 1877–1878
1877–1878

Русско-турецкая война. Владивосток готовится к отражению возможного удара английского военно-морского флота; строится первая линия сухопутной обороны — древоземляные укрепления и береговые батареи (на фото: автор первого проекта Владивостокской крепости П.Ф. Унтербергер)

Владивостокская крепость в 1879–1881
1879–1881

Кульджинский кризис в русско-китайских отношениях; Владивосток начинает подготовку к возможной войне с Китаем

Владивостокская крепость в 1885
1885

Афганский кризис в русско-английских отношениях; Владивосток снова готовится к удару английского военно-морского флота

Владивостокская крепость в 1889
1889

30 августа на Голдобинской мортирной батарее, где возводились первые оборонительные сооружения, проходит церемония объявления Владивостока крепостью

Владивостокская крепость в 1891
1891

Во Владивосток приезжает наследник престола цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II

Владивостокская крепость в 1895
1895

Россия вмешивается в переговоры по итогам Японо-китайской войны 1894–1895 годов. На восточных рубежах мобилизуются гарнизоны, Владивостокская крепость готовится к возможной войне с Японией

Владивостокская крепость в 1897
1897

Начинается строительство передовых фортов на господствующих высотах полуострова Муравьева-Амурского и Русского острова, а также массовая перестройка старых и постройка новых береговых батарей

Владивостокская крепость в 1899
1899

Строительство передовых фортов останавливается. Появляется новый план сухопутного обвода

Владивостокская крепость в 1900–1904
1900–1904

Строится второй сухопутный оборонительный обвод крепости (по проекту 1899 года)

Владивостокская крепость в 1903
1903

Во Владивостокскую крепость приезжает военный министр Российской империи генерал-адъютант Алексей Николаевич Куропаткин

Владивостокская крепость в 1904
1904

22 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Х. Камимуры совершает обстрел Владивостока с моря

Владивостокская крепость в 1904–1905
1904–1905

Русско-японская война

Владивостокская крепость в 1908
1908

Владивостокскую крепость посещает Генерал-инспектор артиллерии Великий князь Сергей Михайлович

Владивостокская крепость в 1909
1909

Владивостокскую крепость посещает министр финансов Российской империи Владимир Николаевич Коковцов

Владивостокская крепость в 1910
1910

Владивостокскую крепость впервые посещает военный министр Российской империи генерал-адъютант Владимир Александрович Сухомлинов. В крепости работает назначенная по Высочайшему повелению ревизия сенатора Антона Адамовича Глищинского, начинается проектирование и строительство нового мощного сухопутного обвода крепости и усиление берегового фронта на основе опыта Русско-японской войны

Владивостокская крепость в 1911
1911

Военный министр Российской империи генерал-адъютант Владимир Александрович Сухомлинов во второй раз посещает Владивостокскую крепость

Владивостокская крепость в 1914
1914

Военный министр Российской империи генерал-адъютант Владимир Александрович Сухомлинов в третий раз посещает Владивостокскую крепость. Начинается Первая мировая война, на фронт отправляются полевые части гарнизона Владивостокской крепости

Владивостокская крепость в 1914–1916
1914–1916

На фронт отправляется большая часть орудий, артиллерийских и интендантских запасов крепости

Владивостокская крепость в 1916
1916

Владивостокскую крепость посещает Особо уполномоченный императора Великий князь Георгий Михайлович

Владивостокская крепость в 1918–1922
1918–1922

Гражданская война и иностранная интервенция на российском Дальнем Востоке

Владивостокская крепость в 1922–1923
1922–1923

Владивостокская крепость ликвидируется

Этап I: 1860–1899 годы

Основание поста Владивосток и создание Владивостокской крепости

Крымская война 1853–1856 годов, когда в 1854 году англо-французский десант был отбит в Петропавловске-на-Камчатке, а в 1855 году — в заливе Де-Кастри, показала, что дальневосточные владения Российской империи нуждаются в охране и защите не меньше, чем остальные территории страны. Поэтому после того, как Приамурье и Приморье вошли в состав России по Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам, все наиболее удобные бухты Южно-Уссурийского края были заняты военными постами.

20 июня 1860 года по приказу Н.Н. Муравьёва-Амурского с борта военного транспорта Сибирской флотилии «Манджур» в бухте Золотой Рог был высажен десант солдат 3-й роты линейного батальона Восточной Сибири № 4 под командованием прапорщика Н.В. Комарова. Так появился пост Владивосток. Для России он имел важное политическое и военное значение, так что уже месяц спустя из 4 пушек, снятых с корвета «Гридень», на северном берегу бухты Золотой Рог над обрывистым склоном сопки. Успенской (Почтовой) была создана первая береговая батарея, которая держала под обстрелом входной фарватер.

Люди крепости

Николай Николаевич Муравьёв-Амурский
Николай Николаевич Муравьёв-Амурский
Основатель поста Владивосток
20 июня 1860 года на берегу бухты Золотой Рог были высажены первые представители Российской империи

Однако в течение последующих 15 лет никаких значительных работ по укреплению Владивостока не велось, а главной силой в посту оставался горный дивизион Линейной Забайкальской артиллерийской бригады, прибывший в период с августа по сентябрь 1862 года.

В то же время географические условия и рельеф местности были исключительно удобны для организации обороны. Владивосток был основан на полуострове Муравьёва-Амурского, омываемом двумя заливами — Амурским и Уссурийским, а со стороны открытого моря прикрывался грядой островов, самый крупный из которых — Русский остров. Таким образом, для защиты Владивостока со стороны суши требовалось построить линию оборонительных сооружений поперёк полуострова на достаточном удалении от города и порта, а для противодействия неприятелю со стороны моря — выбрать наиболее удобные места для строительства батарей берегового фронта и организовать надлежащую оборону Русского острова. Такой подход отражал специфику крепости: она должна была быть готова к одновременному удару противника и с суши, и с моря, причём на первом этапе существования крепости велика была вероятность того, что удар будут наносить разные противники: Китай со стороны материка и британский ВМФ — с океана.

Впервые вопрос о необходимости обороны поста со стороны суши встал в 1868 году, когда по Южно-Уссурийскому краю прокатилась Манзовская война. Беспорядки, возникшие среди китайцев, нелегально добывавших золото на острове Аскольд, переросли в открытое военное столкновение с русскими войсками. В результате несколько населённых пунктов было сожжено и разграблено.

Вопрос об укреплении Владивостока не удалось решить вплоть до начала Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, и фортификационные сооружения пришлось возводить прямо во время войны, когда возникла реальная опасность британского вмешательства в конфликт на стороне Турции и очередного удара английского ВМФ по тихоокеанскому побережью России. Тогда была построена первая линия сухопутной обороны города: укрепление Встречное на одноимённой горе, укрепление Среднее на сопке Орлиное гнездо, укрепление Тюменской горы (гора Буссе), люнет Объяснения у морского госпиталя и люнет на высоте севернее бухты Улисс. Деревоземляные укрепления были вооружены самыми разнообразными пушками — всеми, что удалось найти на местных складах. Кроме того, было возведено несколько береговых батарей, места для которых выбрали настолько удачно, что через 15–20 лет их просто перестроили в бетонные.

Войны тогда удалось избежать, и руководство страны осознало, что в нынешней ситуации империя сможет хоть как-то защитить на Дальнем Востоке лишь несколько важнейших точек, в том числе и Владивосток, которые нужно в случае начала войны удержать любой ценой до подхода подкреплений из Сибири. Успешно реализовать этот сценарий можно было, только если неприятель будет действовать малыми или слабыми силами. Эти соображения и легли в основу плана обороны региона, в котором Владивостоку отводилась одна из ключевых ролей.

К концу 1880 года во Владивостоке было 17 береговых батарей (всего 42 орудия), а также 4 сухопутных укрепления для защиты города от возможного нападения с суши.

В 1885 году Владивосток как один из важнейших пунктов созданного за год до этого Приамурского военного округа вновь оказался потенциальной мишенью для возможного британского удара. Причиной этому стали проблемы разграничения сфер влияния двух империй в Средней Азии. Весной 1885 года британский флот занял «Порт Гамильтон» — острова Комундо у берегов Кореи, — организовав себе «базу» для подготовки удара по Владивостоку с возможной высадкой десанта. Чтобы отразить возможную атаку, к 1 июля 1885 года большая часть войск Южно-Уссурийского края была стянута к заливу Посьета и Владивостоку. Город был объявлен на военном положении, а все подступы к нему с моря — заминированы.

Война на Дальнем Востоке не началась и на этот раз, однако в результате этих событий было принято решение присвоить Владивостоку статус крепости. 30 августа 1889 года на Голдобинской мортирной батарее — месте, где возводились первые оборонительные сооружения, — состоялась официальная церемония объявления Владивостока крепостью.

После победы Японии в Японо-китайской войне 1894–1895 годов стало очевидно, что у России в регионе появился новый сильный противник и что удар по Владивостоку может быть нанесён не только британским флотом с моря или китайскими войсками по суше, но и японцами сразу по двум этим направлениям. В новых оборонительных планах роль Владивостокской крепости сводилась к защите города и порта при тесной координации с небольшой группой войск, оставшейся в регионе для контроля над Южно-Уссурийским краем. Но войск и оборонительных сооружений было слишком мало, чтобы гарантированно защититься от десанта с моря или от нападения высадившегося в другом месте неприятеля со стороны материка.

В этих условиях владивостокские инженеры приступили к разработке проектов и строительству новой (второй) главной линии обороны крепости со стороны суши. Первые проекты — форт Южный на Русском острове и укрепления на высотах Второй Речки и реки Седанки на полуострове Муравьёва-Амурского — были составлены под руководством К.С. Чернокнижникова уже к концу 1896 года. Форты предполагалось строить на удалении 7–15 километров от бухты Золотой Рог, что исключало возможность обстрела бухты противником со стороны суши.

Этап II: 1899–1905 годы

Строительство второй главной линии обороны крепости

Уже начавшееся строительство было остановлено в январе 1899 года по приказу военного министра А.Н. Куропаткина, который нашёл линию обороны слишком растянутой и требующей слишком большого количества войск. Для «оптимизации» во Владивосток был командирован военный инженер полковник К.И. Величко. В результате сухопутный оборонительный обвод крепости проектов 1900–1901 годов по настоянию К.И. Величко и А.Н. Куропаткина построили, как в Порт-Артуре, максимально близко к городу, в виду господствующих высот левого борта долины реки Седанки.

В этот период были построены Форт графа Муравьёва-Амурского, Форт Суворова, Форт Линевича, Редут № 5, Сапёрный редут № 4, Временные укрепления № 1 и № 2, люнеты № 1–3. Куропаткин во время визита во Владивосток в 1903 года видел это фортификационное безумие лично, однако остался удовлетворён.

«Нельзя же было иметь всюду местность по своему заказу и вкусу… только трусы боятся командующих высот».

Алексей Николаевич Куропаткин
Военный министр Российской империи в 1898–1904 годах

В результате строить передовую линию сухопутной обороны на тех самых господствующих высотах по левому борту долины реки Седанки пришлось уже непосредственно во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. Войска при этом проявили отчаянный героизм, так как часть работ пришлось вести при морозах до –20⁰ C под порывами ледяного шквалистого ветра да ещё и в твёрдом скальном грунте. Из-за просчётов Военного министерства численность гарнизона крепости по Высочайше утверждённому плану и так была слишком мала (должна была составить 12 тысяч человек при 300 орудиях полевых и крепостных), но фактически к началу войны с Японией в крепости под ружьём находились лишь 8650 человек.

Владивосток во время Русско-японской войны 1904–1905 годов

Единственный боевой эпизод за всю Русско-японскую войну во Владивостоке случился 22 февраля 1904 года, когда город был обстрелян японцами с моря. В 8 часов 50 минут утра к югу от острова Аскольд показалась неприятельская эскадра. В 9:45 гарнизон предварительно определил, что она состоит из пяти броненосцев и двух крейсеров 1-го класса.

В 11 часов утра японская эскадра под командованием контр-адмирала Х. Камимуры в составе пяти новейших башенных броненосных крейсеров («Адзума», «Ивате», «Идзумо», «Якумо», «Асама») и двух лёгких («Касаги» и «Иошино») вошла в Уссурийский залив, оставила оба лёгких крейсера у острова Аскольд и двинулась вглубь Уссурийского залива, не подходя к берегу ближе чем на 15 вёрст, то есть оставаясь вне обстрела и досягаемости всех батарей восточного берегового фронта.

Сближение с берегом эскадра начала после прохождения створной линии горы Святого Иосифа — Уссурийской батареи, держась за пределом дальности батарей Петропавловской группы. Подойдя на расстояние около 8 километров к полуострову Басаргина, японские корабли в 13 часов 30 минут открыли огонь по оборонительным сооружениям крепости и восточной части города. Всего было выпущено свыше 200 снарядов. Прямому обстрелу подверглись строящаяся береговая батарея в бухте Соболь, форты Суворова и Линевича, а также Уссурийская батарея и полуостров Басаргина. Перекидному огню — вся долина реки Объяснения и бухты Золотой Рог до западной оконечности казарм Сибирского флотского экипажа. В городе был убит один человек, ещё один ранен, а около Уссурийской батареи был убит рабочий-китаец. Серьёзных разрушений не было.

Из-за неготовности береговых батарей на побережье Уссурийского залива, недостаточной дальности огня мортир Уссурийской батареи на горе Монастырской, которые, как отмечал впоследствии К.И. Величко, «никому и ничему не могли учинить вреда» (до предельной дальности орудий этой батареи японцы не дошли только 400 сажен, то есть примерно 850 метров), а также из-за заслонённости японских кораблей полуостровом Басаргина от прямого обстрела группы Петропавловских батарей и Новосильцевской батареи крепость не смогла ответить на огонь. Кроме того, из-за сильного мороза клиновые замки орудий, имевшие в качестве обтюраторов (герметизирующих прокладок, предотвращающих прорыв пороховых газов при выстреле) кожаные подушки с говяжьим салом, намертво примёрзли к казенникам. Зима–весна 1904 года были во Владивостоке необычайно холодными, Уссурийский залив был в значительной степени покрыт льдом.

Тем не менее значение Владивостока в годы войны было велико. Крепость была базой Владивостокского отряда крейсеров, рейды которых причинили много бед японцам и продлили почти на месяц время обороны Порт-Артура: вместе с транспортом «Хитачи-Мару» были потоплены первые 18 перевозимых для его обстрела 11-дюймовых гаубиц, таким образом была сорвана первая попытка перебросить на континент ту самую крупнокалиберную артиллерию, которая в итоге и решила судьбу этой крепости. Именно из-за наличия во Владивостоке крепости, которая ко времени падения Порт-Артура превосходила его по всем параметрам, в японском Генеральном штабе отошли от первоначального плана кампании, предусматривающего дальнейший удар по Южно-Уссурийскому краю и Владивостоку, и напали вместо этого на почти беззащитный остров Сахалин.

Этап III: 1905–1909 годы

Владивостокская крепость в период Первой русской революции 1905–1907 годов и дискуссии о целесообразности дальнейшего укрепления Владивостока

После войны и Первой русской революции в стране начались серьёзные финансовые проблемы. В 1905–1909 годах в Петербурге шли ожесточённые дискуссии о том, «уместна ли крепость во Владивостоке». Споры закончились откровенным фарсом: о неутешительном состоянии оборонительного строительства во Владивостоке императору сообщил японский посол. Он добавил, что руководство Японии прекрасно осведомлено о том, что «крепость Владивосток совершенно беззащитна», и принялся убеждать Николая II, что «государь имеет полную возможность вовсе не строить укреплений, поскольку Япония и не помышляет о каких бы то ни было агрессивных действиях».

После этого Николай II отправил в 1909 году на Дальний Восток министра финансов В.Н. Коковцова, который представил императору подробный отчёт, в том числе и по вопросам обороны региона.

«Вообще крепость Владивосток производит впечатление такого центра, в котором все знают, что нужно делать, но не приступают к работе по неимению соответствующих кредитов».

Владимир Николаевич Коковцов
Министр финансов Российской империи в 1906–1914 годах

Весной 1910 года по тому же маршруту отправился уже военный министр В.А. Сухомлинов, которому пришлось решать на месте множество вопросов от фортификационного оснащения до казарменного строительства: к концу Русско-японской войны 1904–1905 годов численность гарнизона Владивостокской крепости увеличилась до 50 тысяч человек и войска ютились даже в землянках.

Дабы прекратить бесконечные дискуссии и согласования проектов нового сухопутного обвода и берегового фронта Владивостокской крепости, Сухомлинов попросил императора командировать во Владивосток инженер-генерала А.П. Вернандера для наблюдения за производством крепостных работ и руководства, так как «обширный крепостной район и сложность работ требовали большой энергии, технических знаний, опытности и зоркого глаза». Разрешение было получено, и А.П. Вернандера назначили «Особо уполномоченным лицом по усилению Владивостокской крепости». с широчайшими полномочиями. В частности, он имел право утверждать проекты строительных работ на месте, без их предварительного предоставления в Петербург, то есть просто игнорировать всю неповоротливую военно-бюрократическую систему империи.

Этап IV: 1910–1914 годы

Владивостокская крепость накануне Первой мировой войны. Проектирование и строительство новой главной линии сухопутной обороны крепости и её берегового фронта

А.П. Вернандер прибыл во Владивосток летом 1910 года. Он утвердил проекты большинства важнейших фортификационных сооружений и фактически сдвинул дело строительства крепости с мертвой точки. Во Владивостоке Вернандер пробыл до 1911 года, когда начальником инженеров крепости и строителем Владивостокских укреплений был назначен генерал-майор А.П. Шошин.

Ревизия сенатора А.А. Глищинского, работавшая в Иркутском и Приамурском военных округах в 1910 году, тоже уделила Владивостоку большое внимание, тщательно проверив состояние интендантского и инженерного дела в крепости. Стало ясно, что после снабженческих импровизаций Китайского похода 1900–1901 годов и Русско-японской войны 1904–1905 годов оно оказалось близким к отвратительному. Команде во главе с сенатором, не только имевшим широчайшие права и полномочия, но и не боявшимся ими пользоваться, — а это было в России того времени большой редкостью — удалось практически невозможное: победить коррупцию в отдельно взятой русской крепости. В сочетании с рядом управленческих новаций это резко ускорило наведение в крепости порядка и содействовало последующим успехам в строительстве во Владивостоке новой главной линии обороны.

Люди крепости

Александр Петрович Вернандер
Инженер-генерал
«Особо уполномоченное лицо по усилению Владивостокской крепости» в 1910–1911 годах
Антон Адамович Глищинский
Сенатор
Руководитель ревизии интендантского и инженерного дела в Иркутском и Приамурском военных округах в 1910 году

В результате в 1910–1914 годах во Владивостоке было сделано больше, чем за все предыдущие годы, вместе взятые, причём не только в плане оборонительного строительства, но и в вопросах создания всей необходимой инфраструктуры — от дорог, телеграфа, телефона и крепостного мясохолодильника до казарм и офицерских флигелей. За это время практически полностью был решён вопрос казарменного размещения более чем 60-тысячного гарнизона крепости.

В этот же период во Владивостоке удалось создать то, на чём местные военные инженеры настаивали ещё в 1900 году: полуостров Муравьёва-Амурского пересекла поперёк линия фортов, построенных на сопках по южному борту долины реки Седанки. Это те самые Форты № 1–7, нумерация которых идёт от Уссурийского залива к Амурскому и в задачу которых входило преграждать неприятелю путь к городу и базе ВМФ, расположенной в его бухтах. На Русском острове, в дополнение к уже имевшимся там оборонительным сооружениям, были построены ещё четыре пехотных форта для прикрытия наиболее десантоопасных направлений — Форты № 9–12. Кроме того, побережье прикрыли орудийными капонирами и полукапонирами, представлявшими собой небольшие, тщательно замаскированные со стороны моря убежища для полевых артиллерийских орудий, которые при появлении в пределах досягаемости неприятельского десанта должны были выкатываться на специально подготовленные позиции, уничтожать его и снова прятаться в убежища. В то время это был наиболее дешёвый и в то же время эффективный способ борьбы с вражеским десантом.

Значительно возросло и количество береговых батарей, хотя далеко не все из них были вооружены современными орудиями. В целом артиллерийское вооружение крепости по проекту 1910 года должно было составить 1290 орудий и 268 пулемётов на сухопутном фронте и 316 орудий и 56 пулемётов на береговом фронте. К сожалению, производительность военной промышленности Российской империи заметно отставала от требований времени, что снижало темпы как завершения оборонительного строительства, так и перевооружения армии.

Именно из-за этого так и не были своевременно построены две береговые башенные 305-мм артиллерийские батареи (по две 2-орудийные башни на каждой батарее): батарея № VII у 55-й высоты на материке на побережье Уссурийского залива близ бухты Тихая и батарея № XIX на Русском острове севернее мыса Вятлина. На первой из них успели почти полностью завершить бетонные работы, на второй — только скальные. Проекты этих батарей отличались большой оригинальностью и представляют интерес с точки зрения истории фортификации.

Результат работ 1910–1914 годов оказался впечатляющим. За этот период Владивосток превратился в одну из самых сильных приморских крепостей в мире, причём с исключительно мощным сухопутным фронтом, наличие которого вообще было редкостью для приморских крепостей. Основными задачами крепости считались демонстрация противнику русского присутствия и военной силы (сдерживание неприятеля), оборона полуострова Муравьёва-Амурского до подхода подкреплений в случае начала войны, охрана единственной базы русского Военно-морского флота.

В официально утверждённые в 1910 году проекты фортов уже на стадии строительства постоянно вносились различные изменения, направленные на совершенствование их конструкций и повышение сопротивляемости артиллерийскому обстрелу. Все укрепления имели много казематированных и подземных сооружений, большие толщины бетонного покрытия, противооткольную одежду сводов и некоторые другие конструктивные особенности, многие из которых существенно опередили своё время и начали применяться в европейской фортификации лишь в период Первой мировой войны и после неё. Большая часть сооружений вполне могла выдерживать обстрел 280-миллиметровой артиллерии и даже единичные попадания 420-миллиметровых снарядов. Всё строительство велось исключительно силами вольнонаёмных рабочих, которые были обеспечены прекрасными бытовыми условиями — вплоть до бесплатного лечения в военных госпиталях в случае получения травм.

Гарнизон крепости составляли полевые войска, сведённые в 1910 году в 4-й Сибирский армейский корпус:

Кроме того, в гарнизоне имелись непосредственно крепостные войска:

Таким образом, после Русско-японской войны 1904–1905 годов уцелевшая, в отличие от Порт-Артура, и затем радикально усиленная Владивостокская крепость стала одним из важных факторов, предотвративших новую войну на Дальнем Востоке и способствовавших потеплению отношений с Японией. Особое значение имела практика строительства фортов таким образом, чтобы их можно было оборонять на любой стадии строительства, что и отражалось каждый год в мобилизационных планах. До тех пор, пока во Владивостоке стояла крепость, ни о каком свободном занятии противником территории Южно-Уссурийского края не могло быть и речи.

Этап V: 1914–1917 годы

Владивостокская крепость в период Первой мировой войны. Работа «на передовой линии тыла»

С началом Первой мировой войны все полевые войска (4-й Сибирский армейский корпус) отправились из крепости на фронт, оставив лишь караульные команды, а крепостные инженерные и артиллерийские части продолжали находиться во Владивостоке. Благодаря этому Владивосток в 1914–1916 годах стал центром обучения запасных и ратников ополчения. За первые полтора года войны сняли и отправили на фронт вместе с боезапасом большую часть артиллерии крепости (кроме нескольких, наиболее важных батарей), а затем и значительную долю запасов, сосредоточенных на складах крепости.

Поскольку Владивосток остался единственным оборудованным портом, через который была возможна перевалка грузов, поступающих от союзников по Антанте, и отправка их по Транссибу на фронт, он стал крупнейшим в империи центром приёма, обработки, хранения и высылки в Европейскую Россию союзных поставок. Спектр ввозимой продукции был широчайшим: от взрывчатых веществ до сырья для их производства, от огнестрельного оружия и боеприпасов до артиллерии и химического оружия, от автомобилей до паровозов и железнодорожных вагонов, в которых всё и уезжало. Обработка грузов в значительной степени легла на оставшиеся крепостные части. Без этой работы империя потеряла бы возможность вести активные боевые действия уже через 6–8 месяцев войны. Владивостокская крепость выполнила одну из своих исторических задач, сделав всё возможное для оказания помощи фронту.

Этап VI: 1917–1923 годы

Владивосток и его оборонительные сооружения во время революций 1917 года, Гражданской войны и иностранной интервенции на российском Дальнем Востоке

Владивосток и его оборонительные сооружения во время революций 1917 года, Гражданской войны и Иностранной интервенции на российском Дальнем Востоке

Иностранная интервенция 1918–1922 годов на российский Дальний Восток стала возможной только после развала империи, распада русской армии и перехода всей оборонительной системы страны и Владивостокской крепости в состояние абсолютной неспособности организовать даже минимальное сопротивление.

Впоследствии в качестве условия для вывода своих войск японцы постоянно требовали демилитаризации Владивостока и ликвидации Владивостокской крепости. В итоге японские интервенты покинули Владивосток осенью 1922 года, а в 1923 году Владивостокская крепость официально прекратила своё существование.

В настоящее время почти все сохранившиеся объекты Владивостокской крепости являются памятниками истории и культуры федерального значения.