6 октября 2023 года на объекте Владивостокской крепости прошёл фестиваль сенсорного опыта LUMINUM, организованный группой студентов Университета в рамках выездной экспедиции «Владивостокская крепость: мирные укрепления».
С 19 до 22 часов на территории форта Поспелова можно было познакомиться с историей хранителей подземелий, стать свидетелями свето-звукового шоу в помещениях казармы и получить сенсорный опыт пребывания в лабиринтах фортификационного сооружения.
Объекты Владивостокской крепости часто становятся площадкой для воплощения необычных идей и самых креативных замыслов. 6 октября студенты из Москвы предложили горожанам стать участникам фантастического светового шоу — фестиваля сенсорного опыта LUMINUM (с лат. «огни»).
LUMINUM — это 14 проектов, которые студенты Университета МИСИС и ИТМО создали во время выездной экспедиции «Владивостокская крепость: мирные укрепления».
В течение двух недель молодые люди изучали Владивосток, его культурные особенности и локальную идентичность, побывали в красивейших местах города, популярных у владивостокцев, познакомились с представителями с молодыми художниками.
Итогом погружения в жизнь города, его историю и современность, стал фестиваль на Поспелова, который в этот вечер привлек на форт почти 300 человек. И, стоит отметить, здесь было на что посмотреть и чему удивиться.
Например, проект«В тени» Гузель Сулеймановой и Аниты Карлюте представлял собой композицию тени и света из коллекции упаковок, завезённых из Азии. А световой проект«Колебания» Глеба Иванова оживил светом найденные в заброшенном актовом зале приборы. Запрограммированные художником на колебания и пульсацию, они создавали ощущение динамического и живого ландшафта в бойницах форта.
Проект «Инсоляция» Анны Кондрашовой исследовал архитектурный ландшафт уходящей под землю потерны. Световые приборы на выступах в стене создали уникальную атмосферу, где каждое пятно различного размера и формы освещало галерею, имитируя солнце в световых люках.
В потерне также расположился проект Александра Василенко «Неявные сигналы». В девяти скрытых на выступах колонках по всей длине потерны звучали звуковые сигналы Владивостока, которые в повседневной жизни являются недоступными для человеческого слуха. Все звуки были сняты специально привезенным артистом оборудованием, с помощью которого можно услышать электромагнитный ландшафт.
Во втором помещении казармы расположилась аналогово-цифровая работа Федора Ерофеева «Владивостокский глитч-арт». Здесь использован найденный на месте ламповый телевизор. За время экспедиции Федор успевал вести репортажную фотохронику повседневной жизни горожан на улицах и городских пляжах. Все фотографии были перегнаны через телевизионный фильтр, который наложил свою визуальную эстетику на фото-язык. Проект экспонировался на ламповом телевизоре с дублированием фоторабот на проекторе.
В павильоне артезианской скважины, под мостом, разместился проект «Вода. Живая и мертвая» студенток Университета ИТМО Ирины Королевой и Ксении Касоян. Это осмысление экологической обстановки местности, экосистемы прибрежных вод, границы между живым и неживым. Инсталляция представляла собой проекцию бактерий вида Pseudomonas, Micrococcus, Cobetia, Halomonas и др. на заполненный водой вазон.
Коллаборация студента Университета МИСИС Парквом Магдесяном со студентом ИТМО Романом Аристовым по соседству отправляла зрителя в прошлое, во времена Российской Империи, когда на окраине огромного континента в городе Владивосток, на «Миллионке» проживало большое китайское поселение, со своим видением, привычками и менталитетом.
В отдельном помещении выкатных орудий размещался звуковой проект Ксении Касоян «Движ пещерных сверчков». Аудио-медитация, построенная на низких частотах и звуках, записанных в фортах, созданных на основе коммуникации пещерных сверчков.
За стеной с бойницами зрителей ждал «Рейв для мотыльков». Студенты Университета ИТМО во время экскурсий по фортам заметили, что после ухода человека, единственными живыми существами, населяющими форт, стали насекомые. Так родился био-арт проект, в котором искусство используется как инструмент для привлечения насекомых.
В убежище для противоштурмовых орудий с макетом-пушкой разместился проект Екатерины Смирновой «Касается каждого». В центре проекта стоит пушка, которая символизирует мощь и историю военного сооружения, построенного для защиты, но никогда не задействованного в войне. ушка становится метафорой времени, отделяющего исторические эпохи. В пушке звучат голоса разговоров случайных людей на улице. Смешиваясь и пересекаясь, они создают звуковой калейдоскоп, который представляет собой разнообразие голосов общества. А также символизирует зыбкий мир внутри боевого орудия.
На поляне расположилась ландшафтная инсталляция «Отзвук» Дарьи Кривой в виде груды камней, изнутри которой звучит аудиокомпозиция. Камень — материал, указывающий на природу Владивостока, построенного на сопках. Ведь порода пронизывает город изнутри в разной степени, при этом сохраняя своё величие и мощь. В составе звуковой части проекта – отзвук природных и исторических достопримечательностей, улиц и голосов города.
По словам организаторов проекта, экспедиция московских студентов во Владивосток стала возможна благодаря победе университетской команды в конкурсе «Открываем Россию заново», проводимом НИУ ВШЭ при поддержке АНО «Россия — страна возможностей. Здесь команду поддержали Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Центр современного искусства «Заря», галерея «ПортАрт», художник Кирилл Крючков.