Генрих Брониславович Кригер-Войновский

Генрих Кригер-Войновский родился в 1867 году во Владикавказе, закончил Николаевское инженерное училище, а затем и Николаевскую инженерную академию вместе со своим другом Александром Фёдоровым.

До участия в создании укреплений во Владивостоке Генрих Брониславович работал в крепости Ковно (Каунас) — модернизировал кирпичные форты, проектировал и строил новые сооружения. Ковенской крепости он посвятил девять лет службы, а в 1904 году в звании подполковника прибыл в Петербург. В столице он получил должность делопроизводителя Канцелярии Главного крепостного комитета, где в это время осмыслялся опыт обороны Порт-Артура и разрабатывались новые планы фортификационных сооружений Кронштадта и Владивостока.

Работа в комитете позволила Кригер-Войновскому познакомиться с деталями самого современного на тот момент оборонительного строительства. В 1906 году он проводил опыты по стрельбе из капониров в Варшаве, а в 1908 году — испытания противоштурмовых орудий в крепости Осовец. Также инженер состоял в комиссии по проектированию усиления крепости Брест-Литовска.

Генрих Брониславович хорошо понимал профессиональные перспективы, которые открывались для инженеров Владивостокской крепости, и содействовал тому, чтобы его вместе с Александром Фёдоровым перевели на дальневосточные рубежи.

В Управление Строителя Владивостокской крепости полковник Кригер-Войновский прибыл 3 июня 1910 года. Его сразу же назначили заведующим только что организованной Канцелярии Управления, которая должна была с нуля организовать всё делопроизводство в крепости и обеспечить её материально-техническое обеспечение. С его помощью команда строителей крепости развернула земляные и скальные работы на семи фортах. А во время длительной командировки Алексея Петровича Шошина Генрих Брониславович исполнял обязанности начальника инженеров крепости и снискал в этой должности большую любовь и уважение подчиненных.

В Петербург Кригер-Войновский вернулся в 1914 году. Во время Первой мировой войны он занимался доставкой грузов через Архангельский порт, перестраивал порт и железную дорогу Архангельска, участвовал в создании железнодорожного сообщения с незамерзающим портом Романов-на-Мурмане (нынешний Мурманск). После революции бывший инженер Владивостокской крепости остался в Петрограде, работал в различных советских военных и гражданских организациях, строил железные дороги в Петроградском районе, был ревизором Петрокомунны и даже освоил профессию обувного подмастерья 1-го разряда.

Умер Генрих Брониславович во время рабочей командировки в городе Луга в 1920 году.