Проекты двух батарей, каждая из которых была рассчитана на две 12-дюймовые двухорудийные башенные установки, были разработаны владивостокскими военными инженерами. Башенные установки предполагалось разместить в отдельно расположенных бетонных блоках, связанных между собой подземными тоннелями.
Устройство владивостокских башенных батарей должно было отличаться большой оригинальностью. Так, если на аналогичных 12-дюймовых башенных батареях Кронштадта, Севастополя и Морской крепости Императора Петра Великого пороховые и снарядные погреба располагались в бетонных массивах вокруг нижних частей башенных установок на уровне их перегрузочных отделений, то во Владивостоке погреба боезапаса тоннельного типа укрыли глубоко под землей, а на уровень перегрузочных отделений снаряды и заряды предполагалось подавать по вертикальным шахтам с помощью специальных подъемников.
В 1914 году проекты двух башенных 12-дюймовых батарей – № VII у 55-й высоты вблизи бухты Тихой и № XIX на Русском острове в 2 километрах севернее мыса Вятлина, на четыре орудия каждая, были утверждены, и началось их строительство.
Однако в связи с началом Первой мировой войны и последующим крахом Российской империи оно так и не было завершено. Башенные артиллерийские батареи для защиты Владивостока были построены уже в советское время, на новом этапе истории оборонительного строительства на Дальнем Востоке.
Фото предоставлены Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына (Москва).