Кондратий Степанович Чернокнижников

Военный инженер, строитель и разработчик дальней морской обороны Владивостока, Кондратий Чернокнижников происходил из казаков Войска Донского. Он родился 9 марта 1854 года, образование получил в Николаевском инженерном училище и Николаевской инженерной академии в Санкт-Петербурге, которую окончил по 1-му разряду.

Значительная часть его службы так или иначе была связана с российским Дальним Востоком. Сначала К.С. Чернокнижников занимал должность производителя работ Амурской инженерной дистанции в поселках Посьет и Янчихе, где руководил строительством казарм. Затем был штаб-офицером для особых поручений при Окружном инженерном управлении Приамурского военного округа.  24 апреля 1888 года Кондратий Степанович был произведен в полковники, а 28 апреля того же года назначен начальником Владивостокской инженерной дистанции. Назначение было связано с подготовкой к объявлению Владивостока крепостью. Предстояли большие работы по проектированию и строительству новых укреплений, и смена начальника инженеров крепости в ходе этих работ была бы крайне нежелательна.  Его предшественник – полковник В.П. Широков к тому времени прослужил на этой должности уже около десяти лет в экстремально тяжелых условиях.

После того, как Владивосток официально был объявлен крепостью, полковник К.С. Чернокнижников становится начальником Владивостокского крепостного инженерного управления, а с 30 августа 1894 года – начальником инженеров Владивостокской крепости.

Именно Кондратий Степанович обратил внимание на важность группы высот к северо-востоку от города – по южному борту долины реки Седанка. Он настаивал после Японо-китайской войны 1894–1895 годов, чтобы новые форты размещались именно на них, на расстоянии 7–8 километров от тогдашнего города. Он справедливо полагал, что только таким образом можно обезопасить стоянку кораблей в бухте Золотой Рог от обстрела с суши, фактически выступив против воли военного министра А.Н. Куропаткина. В результате, хотя К.С. Чернокнижников и оставался начальником инженеров крепости, к работе по составлению нового плана оборонительного обвода Владивостокской крепости он допущен не был. Этот план разрабатывал в 1899 году полковник К.И. Величко. А вот правоту Кондратия Степановича в этом вопросе подтвердил трагический опыт обороны Порт-Артура.

К.С. Чернокнижников разработал интересный план дальней морской обороны Владивостока.  План состоял в устройстве минно-артиллерийской позиции между островом Попова и западным побережьем Амурского залива (район Славянки). Этот проект так и не был осуществлен, но некоторые его идеи, в частности создание дальнобойной береговой батареи на острове Попова, были использованы уже в советское время.

Кондратий Степанович оставил заметный след в культурной и деловой жизни Владивостока. Он принимал активное участие в проектировании ряда зданий во Владивостоке. Так, он был автором проектов и руководил строительством Приамурского военно-окружного суда, Приморского Областного Правления и постройкой дома военного губернатора Приморской области. Большую работу он проводил в Обществе изучения Амурского края, будучи его действительным членом. Он состоял в комитете по постройке музея Общества (1888 года), ревизионной комиссии и распорядительном комитете Общества.

6 января 1902 года, когда Кондратию Степановичу было 48 лет, его произвели в генерал-майоры и назначили на службу в Главное инженерное управление в Санкт-Петербурге. И он навсегда покинул Владивосток.