Огни форта Поспелова. Необычное световое шоу привлекло жителей Владивостока на остров Русский

Объекты Владивостокской крепости часто становятся площадкой для воплощения необычных идей и самых креативных замыслов. В конце прошлой недели студенты из Москвы предложили горожанам стать участникам фантастического светового шоу — фестиваля сенсорного опыта LUMINUM (с лат. «огни»).

Как рассказали в Музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, LUMINUM — это 14 проектов, которые студенты Университета МИСИС и ИТМО создали во время выездной экспедиции «Владивостокская крепость: мирные укрепления».

В течение двух недель молодые люди изучали Владивосток, его культурные особенности и локальную идентичность, побывали в красивейших местах города, популярных у владивостокцев, познакомились с представителями с молодыми художниками.

Итогом погружения в жизнь города, его историю и современность, стал фестиваль на Поспелова, который в этот вечер привлек на форт почти 300 человек. И, стоит отметить, здесь было на что посмотреть и чему удивиться.

Например, проект «В тени» Гузель Сулеймановой и Аниты Карлюте представлял собой композицию тени и света из коллекции упаковок, завезённых из Азии. А световой проект «Колебания» Глеба Иванова оживил светом найденные в заброшенном актовом зале приборы. Запрограммированные художником на колебания и пульсацию, они создавали ощущение динамического и живого ландшафта в бойницах форта.

Проект «Инсоляция» Анны Кондрашовой исследовал архитектурный ландшафт уходящей под землю потерны. Световые приборы на выступах в стене создали уникальную атмосферу, где каждое пятно различного размера и формы освещало галерею, имитируя солнце в световых люках.

В потерне также расположился проект Александра Василенко «Неявные сигналы». В девяти скрытых на выступах колонках по всей длине потерны звучали звуковые сигналы Владивостока, которые в повседневной жизни являются недоступными для человеческого слуха. Все звуки были сняты специально привезенным артистом оборудованием, с помощью которого можно услышать электромагнитный ландшафт.

Во втором помещении казармы расположилась аналогово-цифровая работа Федора Ерофеева «Владивостокский глитч-арт». Здесь использован найденный на месте ламповый телевизор. За время экспедиции Федор успевал вести репортажную фотохронику повседневной жизни горожан на улицах и городских пляжах. Все фотографии были перегнаны через телевизионный фильтр, который наложил свою визуальную эстетику на фото-язык. Проект экспонировался на ламповом телевизоре с дублированием фоторабот на проекторе.

В павильоне артезианской скважины, под мостом, разместился проект «Вода. Живая и мертвая» студенток Университета ИТМО Ирины Королевой и Ксении Касоян. Это осмысление экологической обстановки местности, экосистемы прибрежных вод, границы между живым и неживым. Инсталляция представляла собой проекцию бактерий вида Pseudomonas, Micrococcus, Cobetia, Halomonas и др. на заполненный водой вазон.

Коллаборация студента Университета МИСИС Парквом Магдесяном со студентом ИТМО Романом Аристовым по соседству отправляла зрителя в прошлое, во времена Российской Империи, когда на окраине огромного континента в городе Владивосток, на «Миллионке» проживало большое китайское поселение, со своим видением, привычками и менталитетом.

В отдельном помещении выкатных орудий размещался звуковой проект Ксении Касоян «Движ пещерных сверчков». Аудио-медитация, построенная на низких частотах и звуках, записанных в фортах, созданных на основе коммуникации пещерных сверчков.

За стеной с бойницами зрителей ждал «Рейв для мотыльков». Студенты Университета ИТМО во время экскурсий по фортам заметили, что после ухода человека, единственными живыми существами, населяющими форт, стали насекомые. Так родился био-арт проект, в котором искусство используется как инструмент для привлечения насекомых.

В убежище для противоштурмовых орудий с макетом-пушкой разместился проект Екатерины Смирновой «Касается каждого». В центре проекта стоит пушка, которая символизирует мощь и историю военного сооружения, построенного для защиты, но никогда не задействованного в войне. ушка становится метафорой времени, отделяющего исторические эпохи. В пушке звучат голоса разговоров случайных людей на улице. Смешиваясь и пересекаясь, они создают звуковой калейдоскоп, который представляет собой разнообразие голосов общества. А также символизирует зыбкий мир внутри боевого орудия.

На поляне расположилась ландшафтная инсталляция «Отзвук» Дарьи Кривой в виде груды камней, изнутри которой звучит аудиокомпозиция. Камень — материал, указывающий на природу Владивостока, построенного на сопках. Ведь порода пронизывает город изнутри в разной степени, при этом сохраняя своё величие и мощь. В составе звуковой части проекта – отзвук природных и исторических достопримечательностей, улиц и голосов города.

По словам организаторов проекта, экспедиция московских студентов во Владивосток стала возможна благодаря победе университетской команды в конкурсе «Открываем Россию заново», проводимом НИУ ВШЭ при поддержке АНО «Россия — страна возможностей.

Здесь команду поддержали Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Центр современного искусства «Заря», галерея «ПортАрт», художник Кирилл Крючков.