«Подпольная жизнь»:
музеи в период локдауна

2020-й стал для музеев годом испытаний. Пандемия внесла существенные коррективы в работу выставочных пространств по всей стране. Многие культурные учреждения до сих пор не могут «встать на ноги» и начать работать в полную силу. Пандемия заставила музеи искать новые способы и каналы коммуникации с аудиторией. На время живое общение с публикой заменил цифровой формат.

Пройтись по музею, не вставая с дивана, полистать каталог выставочных экспонатов одним нажатием кнопки или посетить виртуальную экскурсию — наладить контакт музеи пытались всевозможными способами. О том, какие новые решения оказались наиболее востребованными, много говорили на конференции АДИТ-2021: «Единое международное цифровое пространство», которая в этом году впервые проходит во Владивостоке. Участие в межмузейном форуме принимают более 150 специалистов.

Своим опытом работы во время локдауна на конференции делятся музеи со всей страны. Для некоторых культурных пространств период изоляции оказался весьма успешным — музеи начали пробовать форматы, до которых раньше просто не доходили руки. Одним из примеров такой работы стала деятельность Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

  • Чтобы всегда оставаться на связи с посетителями музей начал активно использовать социальные сети. В онлайн выгружалось большое количество разнообразного контента, в том числе подкасты.
  • Была запущена программа «Музейная няня»: в режиме онлайн посетителям рассказывали, чем заняться с детьми, находясь на изоляции. А музейные педагоги, оставаясь дома, знакомили с работой музея через обычные домашние предметы.
  • Появился проект «Пауза». На онлайн-выставке были представлены работы, которые сделали омские художники за 77 дней изоляции.
  • Музей начал искать новые формы сотрудничества. Например, вместе с группой студентов было создано мобильное приложение «Сад скульптур». Каждая скульптура в музее была оцифрована, чтобы пользователи приложения могли самостоятельно перемещать экспонаты по залам, менять их размер.

 

Новые формы работы не только позволили удержать интерес посетителей в период «закрытых дверей», но и нашли большой отклик у СМИ.

Журналисты поняли, что музей — это действительно интересно, в итоге упоминаемость культурного учреждения выросла в разы.